ЧУВСТВА ТАНГО

 

Пожалуй трудней всего передать те оттенки, те нюансы ощущений, те эмоции которые возникают у человека впервые входящего в мир Аргентинского танго. Можно научить человека танцевать, можно до блеска отточить его технику, но это еще не будет Аргентинским танго.

Танго дает возможность женщине почувствовать, откликнуться на тонкие движения души партнера, услышать его внутреннюю музыку, ведь в этом танце полностью ведет только партнер. Ну а для мужчин всегда приятно доставлять удовольствие и одновременно властвовать над женщиной.

Танго это красота, изящество, элегантность, это сила и слабость, воспоминания прошлого, проживание настоящего, мечты о будущем, все это есть в танго. В этой музыке есть диалог мужчины и женщины, вопрос и ответ. Эта музыка очаровывает и остается в душе почти у каждого человека, она манит и уводит за собой. Я могу сказать о танго очень многое, но хочу сказать хотя бы главное: “ты можешь танцевать сдержанно и солидно, можешь дразнить держа  партнера на расстоянии, а может быть твой танец будет нежным, а нежность тихой и грустной, можно быть насмешливым и нахальным или сильным и вести   свою партнершу и танец так, что бы это вызывало восхищение”. И все это будет танго, но самое главное никогда, никогда не танцуйте танго заученно, тогда оно умирает. Ну а подлинное танго рождается, только тогда, когда при прикосновении партнера между вами проскакивает искра подлинного чувства, ведь танго в переводе это “касание”.

 

 МОЁ ТАНГО

Танго. Что именно этот танец значит для меня? Для всех это танец любви и страданий страсти, ненависти и мук разочарования. Говорят, что хорошо его может танцевать только тот, кто познал горечь утрат и мед наслаждений.

Знакомо ли мне все это? Испытала ли я на себе все эти восторги, слезы и воспламеняющую страсть, которая, якобы, является неизменным атрибутом танго? Думаю, что в такой мере, о которой говорится во всех этих пылающих фразах, испытать что-либо вообще довольно сложно. 

Громкие слова часто остаются только словами. Однако, почему же на протяжении стольких десятилетий, как только начинает играть знакомая мелодия танго, и двое выходят танцевать, то ни у кого уже не возникает сомнения, что речь сейчас пойдет о любви. Все сразу понимают, что рядом с их собственной обыденностью сейчас развернется нечто, отличное от повседневности. Их будни расцветятся красками, доселе неведомыми, волны незнакомых эмоций, вдруг, разорвут круг привычного существования и приоткроют завесу над тем, что обычно скрыто от посторонних сердец, не знающих языка танго…

И все же. Я снова задаюсь этим, продолжающим волновать меня вопросом. Что есть танго для меня? 

Ответ не заставляет себя долго ждать. Я нахожу его растворенным в музыкальных фразах, вижу его мелькающим в переплетениях очос и ганчо. Он проскальзывает среди нот и движений. Я понимаю, со всей, может быть, обреченностью того, что именно я понимаю: мое танго — это танец одиночества. 

Сама музыка создает перед моими глазами картину полупустого бара, в котором под чарующие звуки танго танцуют двое. По их лицам видно, что они оба, быть может, даже не раз, испытали и муки любви, и радость разрывов, они прекрасно танцуют вместе, гармония близка. И посторонним наблюдателям уже начинает казаться, что также близка история страсти, поверенная им волей счастливого случая, забросившего их в этот зал. Им уже видятся жаркие объятья, которые подарят друг другу танцующие с последним аккордом. Но никто не видит того, что вижу в этом я, и что, на мой взгляд, очевидно — эти двое друг другу не нужны.

Нет, они не безразличны друг другу, их может связывать очень многое: общие взгляды, общие интересы, может быть даже общие дети. Много общего. Нет только главного. Доиграет музыка, стихнет последний звук шагов, и… Все то, что за секунду до этого дарило нам такие многообещающие мечты, рассыплется в серую пыль. Двое ненужных друг другу людей покинут танцевальное пространство. Все то, что говорилось о танго, окажется мифом, красивой легендой, созданной ценителями настоящих чувств, и обремененных подделками под истинную любовь. А над залом прошелестит ветерок тоски, подобный легкому вздоху.

И мне останется только, наслаждаясь музыкой и красотой, танцевать танго — парный танец одиночества, любви и страсти. 

Октябрь 1999 года.

Хотулева Лена 

УЛИЦА ДИАГОНАЛЕЙ

Этот рассказ нужно читать не спеша… 

Ночь. Жаркий, душный воздух… Когда я вспоминаю историю этих трех дней, то первое, что приходит ко мне на уровне ощущений, это ощущение ночной жары. Запахи бензина и раскаленного за день асфальта, которые перемешиваются в странной противоестественной гамме с ароматом каких-то неизвестных мне пурпурных цветов, тревожным, но слегка волнующим. Обычно в портовых городах на все запахи, как некий фон, накладывается свежее, чуть соленое дыхание моря, но в этом районе Барселоны присутствие моря практически не ощущалось, оно тихо волновалось лишь где-то за горизонтом, где-то в моем сознании, потому что я знал, что оно там. И я поднимался вверх по улице Диагоналей, в такт не слышимому биению морского прибоя.

Я поднимался вверх по широкой улице Барселоны, рассеяно оглядывая полутемные дома. Раскаленный за день, насытившийся теплом, город медленно остывал. Движение людей и машин вокруг становилось все менее заметным, как замедляется ток крови в жилах у засыпающего человека. Я люблю ночные города. Темнота скрывает грязь, покрывает флером таинственности, обыденные и привычные вещи. В темноте легко представить, что ты все еще молод, и что все еще впереди. Даже женщины в темноте приобретают совершенно иной, отличный от дневного вид. Сумрак скрывает морщины на их лицах, одевает вульгарность в ореол романтики.

И так, я поднимался по улице Диагоналей, без каких-либо особых планов и намерений. Я просто гулял, когда заметил ярко освещенный вход в танцевальный зал. Я до сих пор не понимаю, что заставило меня тогда зайти. Вход был совершенно нелеп, и англоязычное название резало мне глаза вульгарностью неоновой надписи. Уродливая скульптура Пресли, глядя пустыми глазами в темноту, скалилось неизвестно кому в судорожной усмешке. В последнее время я редко посещаю подобного рода заведения, по крайней мере за пределами Аргентины. Только там еще можно увидеть, хотя бы иногда, ту подлинную атмосферу танго, которой нет и никогда не было в Европе.

Европейцы считают, что освоив технику и двигаясь под музыку Аргентинского танго, они тем самым танцуют Аргентинское танго. Меня всегда удивляло подобное самомнение. Разница между человеком, технично исполняющим соответствующие фигуры и человеком танцующим, эта такая же разница, как между любовью и обычным сексом. Есть все, но нет чувства. В моем понимании Аргентинское танго это в первую очередь — дух. Можно танцевать танго имея несовершенную технику, но даже имея самую совершенную технику, нельзя танцевать Аргентинское танго не ощущая души танца. В Европе эта душа умерла, здесь все слишком унифицировано, слишком правильно, слишком прагматично. Европа становится единой, это неизбежно, но при этом все теряет свое своеобразие, те милые, маленькие отличия, которые и вызывают у нас чувства изумления, восхищения, чувства радости и наслаждения жизнью, из чего и рождается душа танца.

Я вошел в большой полутемный зал, с высоким потолком, в центре которого кружились пары, я не мог понять, зачем я сделал это? В последствии я решил, что тогда меня, наверное, вела рука судьбы. Но в тот момент я стоял и смотрел на танцующих, невольно сравнивая это довольно стандартное заведение с воспоминаниями своей юности. Божественная мелодия Аргентинского танго плыла и покачивалась над залом, но даже если зажмурить глаза, ощущения того, что ты находишься в Буэнос-Айресе, не возникало. В атмосфере не было тех запахов, с которыми в моем понимании ассоциировалась обычная аргентинская милонга времен моей молодости: крепкая смесь из запахов табачного дыма, людского пота, дешевых духов, ароматов кофе и пригоревшего жаркого из кухни. Здесь же ничего этого не было. Обработанная дезодорантом толпа пахла точно так же, как где-нибудь в офисе или универмаге. Внутренняя картина не складывалась, я никак не мог ощутить себя с мелодией единым целым.

Я протанцевал несколько танцев с какими-то женщинами, не оставившими в моей памяти ни своих лиц, ни своих тел, ни своего запаха. Я не чувствовал их. Я профессионал и хорошо танцую, мне кажется, они остались довольны, но если меня попросят когда-нибудь описать их лица, я просто не смогу этого сделать.

Я решил, что ошибся, и мне не надо было заходить сюда. Пройдя к бару я заказал себе рюмку коньяка и стал вяло разглядывать танцующих. Очень хотелось курить, я решил, что пора покинуть это заведение. Допив коньяк, я начал пробиваться к выходу, и в какой-то момент совершенно случайно я взглянул на столик, стоявший в самом углу зала. Это было как удар током. В этот момент убогая атмосфера зала вдруг словно куда-то провалилась и в один миг я внезапно ощутил атмосферу своей давно ушедшей юности. Я не знаю, что привлекло меня в этой женщине, возможно тревожный и вызывающий цвет ее распущенных рыжеватых волос. Но когда я увидел ее, я понял, что я непременно должен пригласить ее на танец. И я был уверен, что хотя дни моей молодости давно миновали, она будет рада танцевать со мной, не просто, потому что это принято. Когда наши глаза встретились, я осознал, что между нами внезапно протянулась нить, некое магнетическое дуновение, ощутив которое в душе просыпается и начинает вибрировать какая-то струна, которая в обычное время дремлет и в движениях души участие не принимает.

И так она сидела за столиком и пила кофе. Я подошел и подал ей руку. Ее плохой английский обладал каким-то странным, ранее не слышанным мной акцентом. Впоследствии я с удивлением узнал, что она была русская, откуда-то с Севера. В моем представлении она не была похожа на русскую, правда, за годы “железного занавеса” я вообще разучился представлять себе русских как-либо и, в общем-то, не знал, что бы я ожидал увидеть. Хотя, в сущности меня вообще не волновало, кто она. Я не мог бы с уверенностью сказать, была ли она красива, в сущности, это тоже было не важно. В моем возрасте подобные вещи перестают интересовать. Но в ней было нечто иное, некий животный магнетизм, который, по моим понятиям, мог быть присущ только обитательницам кварталов Буэнос-Айреса. Я сразу понял, что она МОЖЕТ танцевать. Я не помню, сколько раз мы протанцевали в ту ночь. Мелодии сливались и плавно переходили одна в другую. Мы двигались, прижавшись друг к другу ровно и слаженно, как будто ощущая все потаенные мысли партнера. Мои ноги перемещались с ее ногами, в некотором сложно аранжированном ритме, и когда наши тела прижимались друг к другу, я ощущал терпкий запах ее кожи и щекочущее прикосновение ее волос, касавшихся моего лица. Даже когда мелодия на мгновение прекращалась, мы стояли на танцевальной площадке, прижавшись друг к другу и боясь оторваться друг от друга хотя бы на мгновение, чтобы не утерять то неуловимое чувство, которое возникло в этот вечер между нами.

Когда музыка кончилась, мы расстались не прощаясь. Я не пошел провожать ее, и я не назначал ей свидания на завтра. Я точно знал, что завтра она будет здесь, и я буду здесь, и мы будем танцевать, а больше меня ничего не интересовало.

Наступал день, я поймал такси и вернулся в свой отель. К тому времени, когда я поднялся в номер, взошло солнце, и жара обрушилась на Барселону, как удар огромной кувалды. Я смешал абсент с водой и со льдом, задернул шторы, разделся и лег на постель. Потягивая горьковатое питье, я долго размышлял о перипетиях своей странной судьбы. Я вспоминал свои ощущения, вспоминая теплоту тела, прикосновения, запахи своих многочисленных партнерш. Вспоминал своих жен и подруг, и поражался тому, что каждая встреча заставляла по-новому биться мое сердце и находила новые, совершенно неисследованные мною грани в моей душе. И я радовался, что даже сейчас я еще способен на подобные переживания, и меня волнует эта странная русская, неизвестно откуда и почему появившаяся на этих убогих испанских танцульках.

Обычно я легко засыпаю после бессонной ночи, но этот день тянулся нудно и медленно, я поспал несколько часов, пообедал в ресторане отеля и, выйдя на веранду, попытался читать газету. Но через некоторое время я понял, что слова, которые я читаю, не складываются в уме в осмысленные фразы. Я понял, что я хочу ее видеть. Время тянулось, как вязкая, густая патока. Я смотрел на стрелки часов, и мне казалось, что они застыли и не двигаются. Мне казалось, что мне снова шестнадцать, и я считаю часы и минуты перед своим первым свиданием.

Мне показалось невыносимым сидеть в номере, и, не взирая на жару, я оделся и вышел на раскаленную улицу Барселоны. Распухшее в небе солнце источало потоки света на одуревший от жары город. Была сиеста, люди старались спрятаться в тень, и лишь немногие посетители баров, сидя под тентами, потягивали холодный лимонад. Я брел по улицам, по плавившемуся от жары асфальту, среди проносящихся машин, обдававших меня вонью бензина, паленой резины и перегретого металла. Я не помню, сколько времени я бродил по улицам. В конце концов, я поймал такси и вернулся в отель.

Я одевался перед зеркалом долго и тщательно, выбрал свой лучший костюм. Сегодня мне хотелось, чтоб мой внешний вид полностью соответствовал моим внутренним ощущениям. В итоге я даже слегка опоздал к началу, она уже танцевала. Толстенький волосатый итальянец нелепо суетился возле нее, пытаясь изобразить настоящего мачо.

Я вошел в зал, чувствуя, как моя аура рассекает толпу, как ледокол льды где-нибудь в воображаемых арктических просторах. Я чувствовал силу, которая исходит от меня. Я видел, как женщины смотрят мне вслед, и ощущал их призывные взгляды своим затылком. И она тоже почувствовала, что я здесь. Ее движения, ранее плавные и естественные, внезапно сбились с ритма, она ощутила мой взгляд, и в этот миг музыка кончилась. Я подошел к ней, и тотчас время остановилось. Куда-то исчез итальянец, смолкли визгливые голоса немок у бара, исчез и погрузился во тьму убогий танцзал. Мы остались вдвоем, и мощная мелодия танго подхватила нас и понесла, как осенний ветер несет опавшие листья. Мы кружились в танце молча, нам незачем было что-либо говорить друг другу. Она просто была моей тенью. И как человек не разговаривает с тенями, так и мы молча скользили в фигурах танго среди других теней, таких же далеких, как звезды в бездонных небесах Буэнос-Айреса.

Ночь пролетела, как мгновение, и вновь мы расстались, и снова был день, долгий и жаркий, наполненный абсентом и ожиданием. И была третья ночь, и когда она подошла к концу, я понял, что что-то закончилось.

Время в танго является слишком плотным, оно спрессовано по сравнению с обычным временем, в котором мы живем. И три ночи в танго порою означают целую жизнь. Как и все на свете, мой роман родился и умер, но в моей душе навсегда останется некое странное и прекрасное ощущение. Некий отголосок тех чувств, которые обуревали меня в течение трех жарких ночей в Барселоне.

Прощай моя неожиданная любовь. Возможно, где-нибудь и когда-нибудь мы еще станцуем с тобою, но это уже будет совершенно иная мелодия в симфонии нашей жизни.

Перевод с испанского Елены Альтшулер.

ОНА И ТАНГО

Он не звонил уже больше месяца. И она не могла однозначно ответить себе, приносит ли ей это одиночество, esta soledad, боль и горечь, или же спокойно-светлое ощущение свободы. Оттенки этих обоих чувств складывались в ее душе в причудливую мозаику.

На самом дне его зеленовато-карих глаз она видела тот глубинный надлом и бездомность, pena y dolor, которые звучат в каждом такте танговой мелодии. И может быть, именно это ее и притягивало.

Она мечтала танцевать танго только с ним. Наверное, она была недостаточно убедительна — за два года он один-единственный раз попробовал с ней базовый шаг, после чего сказал: "Я не буду этим заниматься. Это мне слишком нравится, а времени учиться у меня нет". Но она все равно знала — они были бы парой, танцующей ТАНГО. Не красивой парой. Не техничной парой. Парой, танцующей ТАНГО. И ощущение безграничного слияния и безграничного одиночества заполнило бы собой весь мир, и тонкой звенящей струной аккомпанировало бы этому ожидание стального холода, вливающегося между лопаток и принятие этого холода, и проникновение его в самое сердце, где он переставал существовать, превращаясь в щемящее наслаждение.

Она не была хорошей партнершей. Тело, зажатое в панцирь спазмированных мышц, жило своей, автономной жизнью, полной страхов и сомнений. Не раз ей приходилось уходить с милонги, не протанцевав ни одного танца. Многие в ее ситуации бросали танго, переключались на то, что легче, что лучше получается. 

Она оставалась. Добросовестно "пахала" у станка, экономила на еде и самом необходимом, чтобы оплатить занятия. Потом пришло понимание того, что вовсе не имеет значения, сколь интенсивно ты посещаешь уроки, на каком уровне мирового звездного небосклона находятся твои учителя. Дрессировка тела не научит танцевать Танго. Важно это тело одухотворить, чтобы каждая его молекула звучала в унисон с полыхающим в душе пламенем. И она принялась усердно трудиться, вдохновляемая каждым малюсеньким успехом, хоть на миллиметр приближающим ее к Танго.

Наверное, ни в одном другом танце не сливаются ТАК, неразрывно и на равных, Дух и Секс. Веками человечество страдало от внутреннего расщепления — отдельно Возвышенные чувства, Любовь и Поэзия, отдельно — грязный низменный секс, "животные инстинкты". Танго в этом смысле — величайшее изобретение человечества. Танго дает шанс обрести цельность. Тело без духа — пустая форма, но и дух без тела — пленник. Трудно представить, где еще это видно так наглядно. Неодухотворенный человек не сможет танцевать ТАНГО (будь он техничен хоть в триста третьей степени), и не сможет танцевать ТАНГО тот, кто собственное тело видит как второстепенный объект по сравнению с духовными исканиями. И прижимающиеся друг к другу под музыку мужчина и женщина еще не танцуют танго — ТАНГО рождается лишь тогда, когда Тело становится Инструментом Духа, которым он творит, рисуя все оттенки взаимоотношений Мужчины и Женщины, от любви до ненависти.

...

Она танцевала ТАНГО. И каждая клеточка, каждая мышца, каждый волосок на теле пронизывались магнетизирующей мистерией музыки, и наслаждение от движения сливалось с жалобным плачем бандонеона, и ощущение своего Существа пьянило не меньше, чем близость партнера. И лишь где-то на самых задворках сознания осталась память о зеленовато-карих глазах, как солдат на долгой, затяжной войне где-то далеко в душе хранит воспоминания о доме.

... Ночью ее разбудил телефонный звонок.

 

В мире танца танго является ценным само по себе, т.е. рассматривается как танец, имеющий свою историю, музыку, характер, определенный набор движений. В других же видах искусства танго используется опосредованно. При этом вступает в силу расхожий стереотип восприятия этого танца. Танго выступает символом бурных человеческих страстей, сильных чувств, борьбы характеров, страсти, похоти и одиночества. В драматургии, таким образом, используется драматическая и трагедийная компонента танго. Действующим лицом при этом выступает не танго само по себе, а представление о нем драматурга.

Одним из таких произведений является пьеса польского драматурга Славомира Мрожека  "Танго", поставленная в 1988 г. Семеном Спиваком на сцене одного из петербургских театров. В центре внимания — история нескольких поколений одной семьи, разных по взглядам, но единых в своем неприятии существующего миропорядка.

******

 

ЕЁ

ПОЦЕЛУЙ ОГНЯ

******

 

НА ГЛАВНУЮ

ЧТИВО



Hosted by uCoz